Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность студентов - особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы.
Цель
Формирование первоначальных навыков выполнения исследований и обработка их результатов.
Формы исследовательской деятельности:
- выступления на научно-практических конференциях (в техникуме, на республиканском и всероссийском уровнях)
- разработка и реализация учебных или социальных проектов
- написание и оформление рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ
- участие в работе творческих мастерски и предметных кружках
- участие в конкурсах профессионального мастерства (разработка и презентация собственных проектов)
Характеристика отдельных литературных источников
Аннотация – краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора (виды аннотаций см. приложение).
Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
План – компактно отражает последовательность изложения материала (типы планов см. приложение).
Конспект – краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.
Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.
Курсовая работа – самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы.
Реферат рассматривается как одна из форм отчета о результатах исследовательской деятельности педагогов-практиков. В отличие от конспекта, который является сокращенным вариантом изложения текста другого автора, реферат – это новый авторский текст, новый по изложению, систематизации материала, по авторской позиции, по сравнительному анализу, но не обязательно новый по идеям.
Алгоритм исследовательской работы:
- определите тему научно-исследовательской работы (проекта)
- сформулируйте гипотезу
- поставьте цель и задачи написания исследовательской работы в соответствии с выбранной темой
- составьте примерный план работы. Дайте названия главам и параграфам
- определите методы исследования
- составьте список необходимых источников (названия, вид источника, год, место издания, автор, условия появления и т.д.)
- подберите литературу по теме
- классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников и литературы. Выделите проблемы и проведите поиск дополнительной литературы
- обработайте все статистические данные, переведите их в таблицы, графики, диаграммы, если для этого данных достаточно
- проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы, соотнесите выводы с целями и задачами работы
- внесите необходимые изменения, уточнения в план работы (измените структуру, названия заголовков, если это необходимо)
- оформите исследовательскую работу в соответствии с правилами (титульный лист, сноски, список литературы, приложения и др.)
- проверьте работу на наличие лексических и грамматических ошибок
- подготовьте краткие тезисы для публичного выступления (тема, цель, задачи, структура работы, методы исследования, выводы, оценка результатов собственной деятельности)